Топичева Кристина Павловна, воспитатель МАДОУ - д/с № 1
Программа дополнительного образования физкультурно - спортивной направленности «Топтыжка» для детей 3-4 летМуниципальное образование Завитинский муниципальный округ в лице администрации Завитинского муниципального округа Амурской области Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение - детский сад №1 г.Завитинска Амурской области Рассмотрена на заседании УТВЕРЖДАЮ педагогического совета Заведующий МАДОУ д/с №1 «31» мая 2022г. г. Завитинска Амурской области. Протокол № 8 ___________Шикунова Н.Л
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА физкультурно - спортивной направленности «Топтыжка».
Возраст обучающихся: 3-4 года. Срок реализации программы: 1 год. Уровень программы: ознакомительный.
Авторы составители: Топичева Кристина Павловна воспитатель 1 квалификационной категории.
Завитинск 2022 Содержание программы
1. Комплекс основных характеристик программы 1.1.Пояснительная записка 3 1.2.Цель и задачи программы 6 1.3.Содержание программы 6 1.4.Планируемые результаты 13
2. Комплекс организационно – педагогических условий 2.1.Календарный учебный график 14 2.2.Условия реализации программы 14 2.3.Формы аттестации 14 2.4.Оценочные материалы 14 2.5.Методические материалы 15 2.6.Рабочая программа воспитания 16 2.7.Календарный план воспитательной работы 17
Список литературы 18 Приложения 19
1.Комплекс основных характеристик программы 1.1.Пояснительная записка Направленность. Программа «Топтыжка» является дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой физкультурно – спортивной направленности. Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время современные дети испытывают «двигательный дефицит» проводя большую часть времени в статичном положении (за столами, телевизорами, компьютерами, телефонами) что приводит к нарушению осанки, искривлению позвоночника, плоскостопию, задержку в развитии основных физических качеств: быстроты, ловкости, координации движений, выносливости. А ведь детство – лучшее время для формирования привычки «быть в форме». Главная задача взрослых выработать у детей такую привычку , создать все необходимые условия для утоления «двигательного голода», найти новые подходы к физическому воспитанию и оздоровлению дошкольников. Отличительные особенности (новизна) программы – планирование занятий в сюжетно – игровой форме, в основе которой лежит партнерская позиция взрослого и непринужденная форма организации. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка, что способствует формированию интереса к занятиям и наилучшему усвоению материала, следовательно, оптимальному воздействию упражнений на организм. Адресат программы. Воспитанники 3-4 лет. Формируется группа из 15 человек, одного возраста. Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития, повышением активности ребёнка и считается важнейшим периодом в развитии дошкольника. В этом возрасте происходит дальнейший рост и развитие детского организма, совершенствуются физиологические функции и процессы, активно формируется костно- мышечная система. Наиболее важное достижение младшего дошкольного возраста состоит в том, что действия ребёнка приобретают целенаправленный характер. Для обучения принимаются все желающие дети от 3 до 4 лет. Состав группы – постоянный, но в течении учебного года при наличии свободных мест возможен дополнительный прием детей. Объём и срок освоения программы – 1 год обучения – 64 часа. 1 полугодие – 13 недель – 26 часов 2 полугодие – 19 недель – 38 часов Форма обучения: очная. Уровень программы: ознакомительный. Особенности организации образовательного процесса. Реализация программы представляет собой линейную последовательность освоения содержания в течение одного учебного года в ДОУ - то есть традиционную модель. Организационные формы обучения. Форма организации занятий – групповая. Группа формируется из воспитанников одного возраста (3-4 года). Состав группы – постоянный. Режим занятий. Продолжительность одного академического часа -15 минут. Общее количество часов в неделю – 2 часа. 1.2.Цель и задачи программы. Цель: сохранение и укрепление здоровья, повышение физической подготовленности и уровня здоровья детей. Задачи: Образовательные: 1.формировать потребность в здоровом образе жизни; 2.формировать физические навыки; 3.учить играть в подвижные игры. Развивающие: 1.развивать зрительное и слуховое внимание, сосредоточенность, силу и быстроту в движении, выносливость, смелость, организованность, воображение, фантазию; 2.развивать умение управлять своими поступками и чувствами. Воспитательные: 1. воспитывать эмоционально – положительные отношения и устойчивый интерес к занятиям физической культурой через игры, упражнения. 2. воспитывать потребность в ежедневных физических упражнениях. 1.3. Содержание программы. Учебный план.
Содержание учебного плана. Сентябрь-Октябрь Тема № 1-«Упражнения на растяжку мышц брюшного пояса, имитационные движения под музыку» 2ч Теория. Правила выполнения движения на ковриках. Выполнение движений «кошечка добрая и злая», «змея», « дерево». П/и: "Зайчик беленький сидит", дыхательная разминка «Пёрышко» Форма контроля. Наблюдение, выполнение практических заданий. Тема № 2 «Упражнения, способствующие освоению элементарных умений в ловле, бросках, передачах мяча» 2ч. Теория: учить энергичному отталкиванию мяча при прокатывании его друг другу П/и: «Мой веселый звонкий мяч», дыхательная разминка «Пёрышко» Формы контроля: наблюдение, выполнение практических заданий. Тема № 3 «Упражнения на расслабление и релаксацию» 2ч. Теория: учить выполнять движения на расслабление мышц ног «Слон», «Лошадка» П/и: «Светофор» дыхательная разминка «Поезд» Формы контроля: наблюдение, выполнение практических заданий. Тема № 4.«Упражнения на развитие основных движений» (Лазанье и ползание) 2ч. Теория: учить детей правильно, безопасно проходить полосу препятствий, ползти по скамейке и лазать по шведской стенке. П/и «Найди свой домик», д/р. «Пузырики» Формы контроля: наблюдение, выполнение практических заданий. Ноябрь Тема № 5. «Упражнения, способствующие развитию координационных способностей» 2ч. Теория: бег с изменением направления движения (змейкой, по кругу, с обеганием предметов-кубиков) П/и «Воробушки и автомобиль» д/р. «Насосик» Формы контроля: наблюдение, выполнение практических заданий. Тема № 6. «Упражнения, способствующие формированию правильной осанки и развитию опорно-двигательного аппарата » 2 ч. Теория: Закрепить представление о том, что такое правильная осанка и как она влияет на внешний облик человека. Воспитывать желание быть здоровым и красивым. Упражнения на ковриках «Журавли и лягушка». П/и «Раз, два, три – беги!» д / р. «Говорилка» Формы контроля: наблюдение, выполнение практических заданий. Тема № 7. «Упражнения на координацию движения» 2 ч. Теория: стоя в парах ноги врозь лицом друг к другу, расстояние между партнерами 2—4 м. Передача и ловля мяча двумя руками снизу П/и «Акула и рыбки» д/р. «Самолет» Формы контроля: наблюдение, выполнение практических заданий. Тема № 8.«Упражнения на растяжку мышц туловища» 2 ч. Теория: «Деревце» - И.п. ноги на ширине плеч, стопы параллельно, руки опущены вдоль туловища. 1) Вытянуть руки над головой, ладонями друг к другу, сделать полуприсев, ноги крепко упираются в пол – вдох. 2) Руки опустить, расслабиться – выдох. П/и «Зайка беленький сидит» д/р. «Мышка и мишка» Формы контроля: наблюдение, выполнение практических заданий. Декабрь Тема № 9. «Упражнения, способствующие комплексному и разностороннему развитию двигательных умений и навыков» 2ч. Теория: обьеснение упражнений полосы препятствий (прохождение по канату, проползание по скамейке, прыжки на двух ногах (болото), шаг с высоким подниманием колен (бревна). П/и «Мой веселый, звонкий мяч» д/р. «Ветерок» Формы контроля: наблюдение, выполнение практических заданий. Тема № 10. «Упражнения на развитие основных движений» 2ч. Теория: «Широкий и узкий ручей» - напомнить детям как правильно прыгать через ленту или «ручеек», выложенный из двух лент или скакалок. П/и «Снег идёт» д/р. «Курочки» Формы контроля: наблюдение, выполнение практических заданий. Тема № 11. «Упражнения на развитие моторики кистей рук» 2 ч. П/и « Солнышко и дождик» д/р. «Пчелка» Теория: упражнения на ковриках, передача мяча (маленький размер) из рук в руки вокруг туловища. Формы контроля: наблюдение, выполнение практических заданий. Тема № 12. «Упражнения способствующие развитию координационных способностей » 2 ч. Теория: стоя по кругу - передача мяча партнерам по часовой стрелке и против нее последовательно каждому. П/и «Кот и птички» , д/р. «Косим траву» Формы контроля: наблюдение, выполнение практических заданий. Январь Тема № 13. «Корригирующие упражнения для укрепления мышц ног и свода стопы» 2ч. Теория: выполнение ОРУ на укрепление мышц рук, спины и живота, упражнение «Пчела». Ходьба по массажной дорожке. П/и «Пузырь» д/р. «Часики» Формы контроля: наблюдение, выполнение практических заданий. Тема № 14. «Упражнения на развитие танцевальных движений» 2 ч. Теория: обьеснение и показ детям движений под музыку «Два веселых гуся» П/и «Снежинки и ветер» д/р. «Трубач» Формы контроля: наблюдение, выполнение практических заданий. Тема № 15. «Упражнения на развитие бега, координации основных движений» 2ч. Теория: напомнить детям безопасное поведение во время бега. Продолжать учить выполнять бег змейкой. П/и «Найди свой домик» д/р. «Петух» Формы контроля: наблюдение, выполнение практических заданий. Тема № 16. «Упражнения, способствующие комплексному и разностороннему развитию двигательных умений и навыков» 2ч. Теория: продолжать учить детей проходить полосу препятствий безопасно, соблюдая правила поведения. П/и. «Воробушки и кот» д/р. «Каша кипит» Формы контроля: наблюдение, выполнение практических заданий. Февраль Тема № 17. «Упражнения на развитие ориентировки в пространстве» 2ч. Теория: упражнять в ходьбе в разных направлениях, развивать внимание, ориентировку в пространстве. П/и «Зайцы и волк» д/р. «Насос» Формы контроля: наблюдение, выполнение практических заданий. Тема № 18. «Упражнения на развитие творческой имитации, координации движений» 2 ч Теория: обьеснение детям упражнений на ковриках «Лягушка», «Змея», «Медведь» П/и «Лохматый пес» д/р. «Гуси летят» Формы контроля: наблюдение, выполнение практических заданий. Тема № 19. «Упражнения, способствующие формированию правильной осанки и развитию опорно-двигательного аппарата» 2 ч Теория: упражнения на ковриках, показ с обьеснением упражнения «Свеча», «Лодочка» . П/и «Огуречик, огуречик…» д/р. «Каша кипит» Формы контроля: наблюдение, выполнение практических заданий. Тема № 20. «Упражнения, способствующие освоению элементарных умений в ловле, бросках, передачах мяча» 2ч. Теория: прокатывание мячей друг другу из исходного положения стоя на коленях; прыжки на двух ногах вокруг мяча. П/и «Догони меня» д/р. «Говорилка» Формы контроля: наблюдение, выполнение практических заданий. Март Тема № 21. «Упражнения, способствующие развитию координационных способностей» 2ч. Теория: учить попадать мячом в цель, проползание на коленях под дугой не задевая спиной дуги. П/и «Мороз красный нос» д/р. «Перышко» Формы контроля: наблюдение, выполнение практических заданий. Тема № 22. «Упражнения по ритмопластике» - «Мельница» 2ч. Теория: свободное круговое движение рук, описывающих большие круги вперед и вверх. Движение маховое: после быстрого, энергичного толчка руки и плечи освобождаются от всякого напряжения, описав круг, свободно падают. Движение выполняется непрерывно, несколько раз подряд, в довольно быстром темпе П/и «Куры в огороде» д/р «Самолет» Формы контроля: наблюдение, выполнение практических заданий. Тема № 23. «Упражнения на развитие основных танцевальных движений» 2 ч. Теория: показ движений под музыку «У жирафа пятна, пятнышки везде» П/и «Птички в гнездышках» д/р. «Пчелка» Формы контроля: наблюдение, выполнение практических заданий. Тема № 24. «Упражнения на растяжку мышц брюшного пояса» 2 ч. Теория: показ движений на ковриках «Корзинка», «змея», напоминание детям о правилах поведения во время занятий. П/и «По ровненькой дорожке» д/р. «Курочки» Формы контроля: наблюдение, выполнение практических заданий. Апрель Тема № 25. «Упражнение по ритмопластике» 2ч. Теория: «Снеговик тает» дети превращаются в снеговиков: ноги на ширине плеч, согнутые в локтях руки вытянуты вперед, кисти округлены и направлены друг к другу, все мышцы напряжены. Педагог говорит: «Пригрело солнышко, под его теплыми, весенними лучами снеговик начал медленно таять». Дети постепенно расслабляют мышцы: опускают бессильно голову, роняют руки, затем сгибаются пополам, опускаются на корточки, падают на пол, полностью расслабляясь. П/и «Пастух и стадо» д/р. «Ветерок» Формы контроля: наблюдение, выполнение практических заданий. Тема № 26. «Упражнения, способствующие комплексному и разностороннему развитию двигательных умений и навыков» 2ч. Теория: прохождение полосы препятствий, напоминание детям о правилах безопасности, не толкаться, не торопиться. П/и «Лошадки» д/р. «Петух» Формы контроля: наблюдение, выполнение практических заданий. Тема № 27.«Упражнения, способствующие освоению элементарных умений в ловле, бросках, передачах мяча» 2ч. Теория: стоя в колонне - передача мяча из рук в руки назад над головой, между ногами. П/и «Попади в цель мячом» д/р. «Поезд едет» Формы контроля: наблюдение, выполнение практических заданий. Тема № 28. «Упражнения на мяче. Укрепление брюшного пресса» 2ч. Теория: познакомить детей с большими мячами, правилами обращения с ним. Упражнение – полежи на животе. П/и «Найди свой цвет» д/р. «Косим траву» Формы контроля: наблюдение, выполнение практических заданий. Май Тема № 29 «Упражнения на растяжку мышц ног» 2 ч. Теория: учить детей выполнять упражнения на ковриках, упражнение «паучки» - ноги врозь, по одной ножке побежали паучки (пальцами рук имитируем движение лапок паука) от таза до носка тянем туловище, не сгибая коленей, и такое же упражнение с другой ногой. П/и «Наседка и цыплята» д/р «Насос» Формы контроля: наблюдение, выполнение практических заданий. Тема № 30. «Дорожка с препятствием, упражнения на ловкость, гибкость» 2ч. Теория: учить выполнять движения не мешая другим, учить помогать убирать инвентарь по просьбе руководителя. П/и «Мыши в кладовой» д/р. «Лестница» Формы контроля: наблюдение, выполнение практических заданий. Тема № 31. «Упражнения на развитие ориентировки в пространстве» 2 ч. Теория: учить ориентироваться на своем теле, повторять движения за воспитателем, развития внимания, памяти под музыкальное сопровождение «Буги-вуги» П/и «Такси» д/р. «Часики» Формы контроля: наблюдение, выполнение практических заданий. Тема № 32.«Итоговые занятия – сбор диагностических данных» 2 ч. Теория: закрепление с детьми основных правил поведения в физкультурном зале во время занятий. Подвижные игры по выбору детей. Д/р. «Петух» Формы контроля: наблюдение, выполнение практических заданий. 1.4.Планируемые результаты Образовательные: - будет сформирована потребность в здоровом образе жизни; - будут сформированы физические навыки; - будут уметь играть в подвижные игры. Развивающие: - будутразвиты зрительное и слуховое внимание, сосредоточенность, сила и быстрота в движении, выносливость, смелость, организованность, воображение, фантазия; - будут уметь управлять своими поступками и чувствами. Воспитательные: - будутвоспитаны эмоционально – положительные отношения и устойчивый интерес к занятиям физической культурой через игры, упражнения. - будет воспитана потребность в ежедневных физических упражнениях 2.2.Условия реализации программы. Материально-техническое. Для реализации программы Топтыжка - помещение соответствует следующим характеристикам. Занятия проводятся в просторном спортивном зале. Спортивный зал находится на втором этаже. Имеются музыкальный центр, спортивный инвентарь, атрибутика к подвижным играм. Перечень технических средств обучения, материалов, необходимых для занятий – музыкальный центр, ноутбук. Информационное. электронные образовательные ресурсы, специальные компьютерные программы, информационные технологии. Спортивный инвентарь: шведская стенка (3 секции), деревянные лавки (4 шт.), ребристая доска (2 шт.), резиновые мячи большие (25шт.), резиновые мячи маленькие (25шт.), деревяные арки разной высоты (15 шт.), кегли (20 шт.), коврики напольные (25 шт.), пуговичные коврики (20 шт.), большие обручи (25шт.), маленькие обручи (25шт.), гимнастические палки (30 шт.), маски различных зверей для подвижных игр, мешочки с песком (25 шт.), теннисные мячики (30шт.), мягкие модули (10 шт.) Кадровое обеспечение: занятия проводит воспитатель Топичева Кристина Павловна – 1 квалификационная категория. 2.3.Формы аттестации Формами аттестации в ходе реализации программы являются: наблюдение, выполнение практических заданий. 2.4.Оценочные материалы Система отслеживания и оценивания результатов включает в себя различные формы учета знаний, умений, навыков: - педагогическое наблюдение; - педагогический анализ выполнения практических заданий - начальный мониторинг (входной контроль в начале учебного года в форме наблюдения) с целью определения уровня физической готовности детей; - текущий контроль (декабрь) - итоговый контроль (май) с целью определения уровня развития физических качеств детей. Диагностические материалы представлены в Приложении 2. 2.5.Методические материалы Методы обучения: словесные, наглядные, практические. Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация. Методические приемы варьируются в зависимости от используемого материала (игра, упражнение, разминка и т.д.), его содержания, индивидуальных особенностей каждого ребенка. Педагогические технологии: Здоровьесберегающие технологии: контроль двигательной активности, формирование правильной осанки, профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, воспитание привычки повседневной физической активности, гимнастики, дыхательные разминки, динамические паузы. Игровая технология: игровые занятия проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей. Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Информационно – коммуникативные технологии: обновление картотек подвижных игр, ритмических упражнений, музыкальных произведений. Поддержка обратной связи с родителями, выставка фотографий с занятий на официальной странице ДОУ в контакте. Алгоритм учебного занятия: I этап – организационный: Задача: выполнение танцевальных движений, подготовка обучающихся к основным упражнениям. Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания. II этап – основной: Задача: выполнение основных движений В качестве основного этапа могут выступать упражнения с мячами, прохождение полосы препятствий, упражнения на ковриках, выполнение основных движений. III– этап – игровой Задача: знакомить детей с правилами различных подвижных игр, активизация всех детей. IV – этап заключительный Задача: выполнение дыхательной разминки, опрос детей по итогам занятия «Что мы сегодня с вами выполняли», «Как называлась подвижная игра?», «Она вам понравилась?» и т.п. 2.6.Рабочая программа воспитания.
Цель -личностное развитие дошкольников, проявляющееся: - в усвоении социально – значимых норм (быть любящим, послушным, отзывчивым; быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым; соблюдать правила личной гигиены, вести ЗОЖ); - в развитии социально – значимых отношений ( устанавливать хорошие уважительные отношения с другими людьми, быть уверенным в себе, открытым и общительным, формировать коммуникативную компетентность, способность к эффективному межличностному взаимодействию, совместной работе в коллективе и группе, уметь сотрудничать с людьми, оказывать помощь и поддержку окружающим, нести ответственность за общее дело); - в приобретении опыта осуществления социально значимых дел (уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать свое мнение и действовать самостоятельно, формировать высокую и устойчивую самооценку, чувство собственного достоинства). 2.Форма и содержание деятельности Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Топтыжка» реализуется в очной форме. Занятия включают в себя следующие формы организации деятельности: 1)фронтальная – все одновременно выполняют танцевальные движения, играют в подвижные игры, упражнения на ковриках, прохождение полосы препятствий. 2)групповая – создание групп из 2-3детей для выполнения основных упражнений с мячами. 3)индивидуальная – помощь в выполнении упражнений детям, которые не могут выполнить. Все используемые формы и методы обучения направлены на стимулирование и физическую активизацию детей, формирование игровых умений и навыков. 3.Планируемые результаты: В процессе реализации программы обучающийся: -осознает свои качества, индивидуальные особенности и возможности, способен к дифференцированной самооценке; -стремится к выполнению социальных норм и правил безопасного и здорового образа жизни; -деятелен и активен, способен организовать игровую деятельность; -отзывчив, доброжелателен, готов к совместной деятельности со сверстниками; -относится положительно к себе и ближайшему окружению, проявляет заботу и внимание к другим людям. 2.7.Календарный план воспитательной работы
Список литературы для педагога: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно -эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г. Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Одночастные издания: Книга одного автора 1. Аверина И.Е. – Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие / И.Е. Аверина. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 144 с. 2. Борисова М.М. – Организация занятий фитнесом в системе дошкольного образования: учеб. – метод. пособие / Марина Борисова. – Москва: Обруч, 2014. – 256 с. 3. Вавилова Е.Н. – Развитие основных движений у детей 3-7 лет. Система работы. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 160 с. 4. Глазырина Л.Д. – Физическая культура – дошкольникам. Младший возраст: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 272 с. 5. Голубева Л.Г. – Гимнастика и массаж для самых маленьких: Пособие для родителей и воспитателей. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012. – 80 с. Книга двух авторов: 1. В.А.Доскин, Л.Г. Голубева «Растём здоровым» Москва «Просвещение» 2003г. для родителей: Одночастные издания: Книга одного автора. 1. Голубева Л.Г. – Гимнастика и массаж для самых маленьких: Пособие для родителей и воспитателей. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012. – 80 с. Для детей. Одночастные издания: Книга одного автора: 1.Сочеванова Е.А. – Подвижные игры для младших дошкольников. Интеграция образовательных областей в двигательной деятельности.- М.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2019.-128 с. 2 апреля 2024 в 14:13
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.