Топичева Кристина Павловна, воспитатель МАДОУ - д/с № 1

Программа по дополнительному образованию социально - коммуникативной направленности «Избушка - ватрушка» для детей 4-5 лет

Муниципальное образование Завитинский муниципальный округ в лице администрации Завитинского муниципального округа Амурской области

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение-

детский сад №1 г.Завитинска Амурской области

 

 

Рассмотрена на заседании УТВЕРЖДАЮ педагогического совета Заведующий МАДОУ д/с №1

«17» февраля 2023г. г. Завитинска Амурской области. Протокол № 4 ___________Шикунова Н.Л

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

социально-коммуникативной направленности

"Избушка - ватрушка".

 

 

Возраст обучающихся: 4-5 года.

Срок реализации программы: 9 месяцев.

Уровень программы: ознакомительный.

Автор-составитель программы:

Топичева Кристина Павловна,

воспитатель,

первая квалификационная категория.

г.Завитинск, 2023г.

Содержание программы

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы

1.1. Пояснительная записка 3

1.2. Цель и задачи программы 4

1.3. Содержание программы 4

1.4. Планируемые результаты 12

Раздел 2. Комплекс организационно – педагогических условий

2.1. Календарный учебный график 13

2.2. Условия реализации программы 16

2.3. Формы аттестации 17

2.4. Оценочные материалы 17

2.5. Методические материалы 20

2.6. Рабочая программа воспитания 21

2.7. Календарный план воспитательной работы 22

Список литературы 22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Комплекс основных характеристик программы

1.1.Пояснительная записка

Направленность. Программа «Избушка - ватрушка» является дополнительной общеразвивающей программой социально – коммуникативной  направленности.

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время современные семьи знают все меньше обрядов, традиций, забывают потешки, прибаутки, песни, в том числе и колыбельные.  Как  жили русские  люди? Как  работали  и  отдыхали? Что  их  радовало, что тревожило? Чем украшали свой быт? Ответить  на  эти и  подобные вопросы,  значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.  В практике дошкольного образования можно пронаблюдать такую картину: первое знакомство многих дошкольников с малыми фольклорными формами происходит только в детском саду. К сожалению, многие родители в наше время не стремятся воспитать любовь детей к своей стране, к народной истории и культуре.

Именно поэтому, современные государственные документы ставят перед дошкольными образовательными учреждениями задачу воспитания духовно – нравственной личности с активным творческим началом, а  педагогам необходимо искать пути для её реализации.

Отличительные особенности  программы  данной образовательной программы является то, что она использует уникальный опыт и традиции российской педагогики и вносит в жизнь детского сада особую одухотворенность. Программа разработана на основе программ дополнительного образования «Русская изба» автор Будайчиева Р.Д. г.Покачи 2018г. и программы дополнительного образования «Старинные обычаи русского народа» автор Батурина Е.М. г.Тверь 2017г.

Новизна программы заключается  в том, что позволяет подвести детей к глубокому пониманию смысла фольклорных произведений, а также самобытности народных промыслов, связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой.

Адресат программы.

Программа адресована детям от 4 до 5 лет. Средний дошкольный возраст характеризуется тем, что у детей возрастает интерес и потребность в общении, особенно со сверстниками, осознание своего положения среди них. Ребенок приобретает способы взаимодействия с другими людьми. Использует речь и другие средства общения для удовлетворения разнообразных потребностей. Лучше ориентируется в человеческих отношениях: способен заметить эмоциональное состояние близкого взрослого, сверстника, проявить внимание и сочувствие. В познавательном развитии 4-5 летних детей характерна высокая мыслительная активность. 5-ти летние «почемучки» интересуются причинно-следственными связями в разных сферах жизни. Начинает развиваться образное мышление. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут.  Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает интерес. В этом возрасте продолжается рост всех органов и систем, сохраняется потребность в движении. Двигательная активность становится целенаправленной, отвечает индивидуальному опыту и интересу, движения становятся осмысленными, мотивированными и управляемыми.

Для обучения принимаются все желающие. Формируется группа из 15 человек одного возраста. Состав группы – постоянный, но в течение учебного года при наличии свободных мест возможен дополнительный прием детей.

Объём и срок освоения программы.

1 год обучения – 32 часа.

1 полугодие – 16 недель – 16 часов.

2 полугодие – 16 недель – 16 часов.

Форма обучения: очная.

Уровень программы: ознакомительный.

Особенности организации образовательного процесса.

Реализация программы представляет собой линейную последовательность освоения содержания в течение одного учебного года в ДОУ - то есть традиционную модель.

Организационные формы обучения.

Занятия проводятся всем составом группы. Группа формируется из воспитанников одного возраста (4-5 лет).  Состав группы – постоянный.

Режим занятий.

Продолжительность одного академического часа не более 20 минут. Общее количество часов в неделю – 1 час.

1.2.Цель и задачи программы.

Цель: повышение эффективности духовно-нравственного воспитания детей через приобщение дошкольников к основам русской народной культуры, изучение народных традиций, патриотическое и нравственно-духовное воспитание человека.

Задачи:

Образовательные:

1. Формировать у дошкольников представление о музее;

2. Прививать ребенку интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства.

3.Обучать играть в народные подвижные игры.

Развивающие:

1. Развивать чувственное познание и эстетическое восприятие красоты, окружающего мира предметов и быта;

 2.Расширять и активизировать словарь детей за счет исконно русских слов и понятий, прививать любовь к красоте и мудрости русской речи.

Воспитательные:

1.Воспитывать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки и способную ориентироваться в современном мире.

2. Воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России.

Содержание учебного плана.

Тема № 1 «Добро пожаловать в теплую русскую избу!» (1ч.).

Теория. Знакомство детей с историей русской избы.

Практика. Настольная игра «Найди лишнее». Подвижная игра «Гори, гори ясно»

Форма контроля. Наблюдение, выполнение практических заданий.

Тема № 2 «Труд в поле и дома. Осенние заготовки  впрок» (1ч.).

Теория. Беседа с детьми о том, как раньше делали заготовки на зиму.

Практика. Подвижная игра «Соберем урожай»

Форма контроля. Наблюдение, выполнение практических заданий.

Тема № 3 «Чудесный сундучок» (1ч.).

Теория. Знакомство детей с предметами старинной одежды.

Практика. Раскрасим сарафан.

Форма контроля. Наблюдение, выполнение практических заданий.

Тема № 4 «Встречаем гостей» (1ч.).

Теория. Рассказ о том, как в старину встречали гостей, чем угощали и как.

Практика. Лепка из соленого теста – пирог.

Форма контроля. Наблюдение, выполнение практических заданий.

Тема № 5 «Домашняя утварь» (1ч.).

Теория. Знакомство с необычными предметами быта, их назначением, особенностями формы.

Практика. Подвижная игра «Ручеёк»

Форма контроля. Наблюдение, выполнение практических заданий.

Тема № 6 «Мир старинных вещей» (1ч.).

Теория. Знакомство детей со старинной посудой и утварью (ухват, кочерга, чугунки, черпаки, сито, махотки).

Практика. Подвижная игра «Гуси – лебеди»

Форма контроля. Наблюдение, выполнение практических заданий.

Тема № 7 «Старинные имена» (1ч.).

Теория.  Беседа с детьми о необычных русских именах людей прошлых лет.

Практика. Подвижная игра «У медведя во бору»

Форма контроля. Наблюдение, выполнение практических заданий.

Тема № 8 «Большая стирка» (1ч.).

Теория. Рассказ и показ детям как в старые времена стирали белье, и какими предметами пользовались во время стирки хозяйки.

Практика. Подвижная игра «Коршун»

Форма контроля. Наблюдение, выполнение практических заданий.

Тема № 9 «Красна река берегами, а обед пирогами» (1ч.).

Теория. Рассказ детям – как готовили пищу, знакомство с новыми словами кухонной утвари.

Практика. Подвижная игра «Горелки с платочками»

Форма контроля. Наблюдение, выполнение практических заданий.

Тема № 10 «Милости просим в нашу избу» (1ч.).

Теория. Познакомить детей с экспозицией «Русский быт»,  познакомить с расположением вещей и предметов русского быта.

Практика. Раскрась картинку (предметы быта избы)

Форма контроля. Наблюдение, выполнение практических заданий.

Тема № 11 «Изба, дом, части дома. Их предназначение» (1ч.).

Теория. Познакомить детей с жилищем русского народа. С тем, как  строили жилище.

Практика. Подвижная игра «Салки»

Форма контроля. Наблюдение, выполнение практических заданий.

Тема № 12 «Матушка – печка, накорми, обогрей!» (1ч.).

Теория. Продолжать знакомить детей с устройством избы, с главной ее достопримечательностью -печью.

Практика.Работа с раскрасками «Разукрасим печку»

Форма контроля. Наблюдение, выполнение практических заданий.

Тема № 13. «Бабушкин сундук» (1ч.).

Теория. Познакомить детей с изделиями женских ремесел: вышитыми  салфетками, полотенцами, народными костюмами, домашним убранством.

Практика. Подвижная игра «Хромая лиса».

Форма контроля. Наблюдение, выполнение практических заданий.

Тема № 14 «Пришла зима – отворяй ворота» (1ч.).

Теория. Знакомство детей с русскими пословицами, поговорками, закличками о приходе зимы.

Практика. Подвижная игра «Два мороза»

Форма контроля. Наблюдение, выполнение практических заданий.

Тема № 15. «Зимние посиделки» (1ч.).

Теория. Познакомить детей с традиционными русскими посиделками людей в период длинной холодной зимы.

Практика. Подвижная игра«Жмурки»

Форма контроля. Наблюдение, выполнение практических заданий.

Тема № 16 «Новый год по старинке» (1ч.).

Теория. Познакомить детей с традициями празднования нового года в старые времена.

Практика. Подвижная игра «Мороз – красный нос»

Формы контроля. Наблюдение, выполнение практических заданий.

Тема № 17 «Рождество Христово» (1ч.).

Теория. Знакомство с календарными праздниками, степень участия и местом детей в них.

Практика. Подвижная игра «Бубенцы»

Форма контроля. Наблюдение, выполнение практических заданий.

Тема № 18 «Коляда, коляда – отворяй ворота» (1ч.).

Теория. Знакомство детей с особенностями празднования этого праздника, его обычаями, песнями, приговорками.

Практика. Подвижная игра  «Жмурки»

Форма контроля. Наблюдение, выполнение практических заданий.

Тема № 19 «Коромысло» (1ч.).

Теория. Познакомить детей с предметом, его назначением.

Практика Раскрась коромысло (работа с разукрасками)

Форма контроля. Наблюдение, выполнение практических заданий.

Тема № 20  «Горница» (1ч.).

Теория.  Беседа с детьми о том, что такое горница и почему так называют.

Практика. Подвижная игра  «Ручеёк»

Форма контроля. Наблюдение, выполнение практических заданий.

Тема№21«Красный угол» (1ч.).

Теория. Познакомить детей с назначением в избе красного угла, его значимостью для людей тех лет.

Практика.Подвижная игра  «Коршун»

Форма контроля. Наблюдение, выполнение практических заданий.

Тема № 22 «Фока воду кипятит и как зеркало блестит»  (1ч.).

Теория. Продолжать знакомить детей с предметами быта кухонной утварью. Познакомить детей русским самоваром.

Практика. Вырежи самовар (работа с картинками и ножницами)

Форма контроля. Наблюдение, выполнение практических заданий.

Тема № 23. «Хозяйкины помощники» (1ч.).

Теория. Продолжать знакомить детей с предметами быта, их назначением.

Практика. Подвижная игра  «Салки»

Форма контроля. Наблюдение, выполнение практических заданий.

Тема № 24  «Волшебная прялка» (1ч.).

Теория. Знакомство детей с орудием труда по обработке шерсти.

Практика. Подвижная игра «Ястреб»

Форма контроля. Наблюдение, выполнение практических заданий.

Тема № 25«Музыкальные инструменты» (1ч.).

Теория. Познакомить детей со старинными музыкальными инструментами, с их названиями, обьяснить детям как на них раньше играли.

Практика. Раскрась музыкальный инструмент (различные картинки старинных музыкальных инструментов)

Форма контроля. Наблюдение, выполнение практических заданий.

Тема № 26 «Частушки, заклички, дразнилки» (1ч.).

Теория. Познакомить детей с русским фольклором прошлых лет.

Практика Подвижная игра «Гори, гори ясно»

Форма контроля. Наблюдение, выполнение практических заданий.

Тема № 27«Масленница» (1ч.).

Теория. Познакомить детей с национальным праздником «Масленица».

Практика. Лепка из соленого теста «Жаворонки».

Форма контроля. Наблюдение, выполнение практических заданий.

Тема № 28 «Приди, весна, с радостью» (1ч.).

Теория. Продолжать знакомить детей с русским народным фольклором

Практика. Подвижная игра «Ручеёк»

Форма контроля. Наблюдение, выполнение практических заданий.

Тема № 29 «От лучинки до электрической лампы» (1ч.).

Теория. Познакомить детей с  керосиновой лампой. Дать представление как она работает, как раньше люди жили без электричества.

Практика. Подвижная игра «Горелки»

Форма контроля. Наблюдение, выполнение практических заданий.

Тема № 30 «Необычный утюг» (1ч.).

Теория. Познакомить детей со старинным утюгом, дать представление как он работал, за счет чего.

Практика. Подвижная игра «Выжигалы»

Форма контроля. Наблюдение, выполнение практических заданий.

Тема № 31 «Что такое лапти» (1ч.).

Теория. Познакомить детей с лаптями, дать представление о том, из чего их плели и как их носили.

Практика. Подвижная игра «Стрекоза»

Форма контроля. Наблюдение, выполнение практических заданий.

Тема № 32«Что такое лапти»

«Здравствуй лето красное»(1ч.).

Теория. Заключительная беседа о русской избе, ее быте, традициях, праздниках.

Практика. Подвижные игра «Игровая».

Форма контроля. Наблюдение, выполнение практических заданий.

1.4.Планируемые результаты

Образовательные:

- будут сформированы представления о музее ;

- будут привиты ребенку интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа;

- будут уметь играть в играть в народные подвижные игры.

Развивающие:

- будут развиты чувственное познание и эстетическое восприятие красоты, окружающего мира предметов и быта;

- будут расширены  и активизированы словарь детей за счет исконно русских слов и понятий, привита любовь к красоте и мудрости русской речи.

Воспитательные:

-  будетвоспитана свободная и творческая личность, осознающая свои корни, национальные истоки и способность ориентироваться в современном мире.

- будет воспитан патриотизм, уважение к культурному прошлому России.

2.2.Условия реализации программы.

Материально-техническое.

Занятия по реализации ДОП "Избушка - ватрушка" проводятся в просторной, светлой, теплой  музейной комнате, которая находится на первом этаже. Комната оборудована историческими экспонатами, предметами быта, атрибутикой к подвижным играм.

Перечень оборудования учебного помещения: печь, кочерга, кувшины, ухват, чугунки, керосиновая лампа, лавки, столы, люлька, кровать, маслобойка, самовары, утюги, гармонь, корзины, рушники, половики, веретено, иконы, картины.

Перечень технических средств обучения, материалов, необходимых для занятий – музыкальный центр, ноутбук.

Требования к специальной одежде обучающихся  – чешки при проведении подвижных игр.

Информационное.

При реализации ДОП "Избушка - ватрушка" используются аудио ресурсы об истории происхождения русской избы.

Кадровое обеспечение.

Занятия проводит воспитатель Топичева Кристина Павловна – 1 квалификационная категория.

2.3.Формы аттестации

Формами аттестации в ходе реализации программы являются: наблюдение, выполнение практических заданий.

2.4.Оценочные материалы

Методика выявления уровня нравственно -патриотического развития разработана на основе методического пособия "Мониторинг нравственно-патриотического воспитания в детском саду и начальной школе"  М.Ю.Новицкой, С.Ю.Афанасьевой, Н.А.Виноградовой, Н.В.Микляевой

 Задание 1 «История народной культуры и традиций»

Цель: Определить уровень сформированности знаний о культуре и традициях русского народа.

Ход проведения: Педагог предлагает рассмотреть предметы русского быта и народные игрушки, назвать их, рассказать для чего их использовали.

Оценка результатов:

Высокий уровень: (3 балла)

Рассматривая предметы быта и народные игрушки, ребенок безошибочно называет их, рассказывает об их использовании в быту, знает название народных праздников, их значение. Знает правила народных подвижных игр и активно принимает участие в них.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок в основном правильно называет предметы быта и народные игрушки. После дополнительных вопросов взрослого, объясняет, как люди использовали эти предметы. В отдельных случаях затрудняется ответить.

Низкий уровень: (1 балл)

Ребенок допускает значительные ошибки. Не всегда правильно называет предметы быта. Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они использовались. Часто обращается за помощью взрослого. Неинициативен во время подвижных игр.

Задание 2. «Патриотические чувства к стране»

Цель: Определить чувство и эмоциональное отношение к стране.

Ход проведения: Беседа. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:

- Как ты думаешь, любишь ли ты свою страну? Почему ты так думаешь?

- Если бы у тебя была волшебная палочка, и ты мог бы выполнять только «большие» желания – для всей страны, для всего города, какие бы три желания ты загадал?

- Сейчас или когда станешь взрослым, ты бы хотел переехать в другую страну? Почему?

- Ты гордишься своей страной? Почему ты гордишься/не гордишься?

- Назови, кого из людей в нашей стране ты уважаешь? Почему?

Оценка результатов:

Высокий уровень (3 балла)

Дошкольник проявляет положительное эмоционально-окрашенное отношение к своей стране, может объяснить, что ему нравится в стране, с удовольствием рассуждает, что бы он хотел изменить в своем городе (стране), чтобы сделать в ней жизнь лучше, интереснее, испытывает чувство гордости за свою страну

Средний уровень (2 балла)

Дошкольник проявляет положительное отношение к родной стране, может, рассказать, что ему нравится в стране, но его отношение не достаточно осознанно, ребенок не стремится предлагать свои идеи по улучшению жизни в стране, чувство гордости ситуативно, неустойчиво.

Низкий уровень (1 балл)

На вопросы педагога отвечает односложно, не эмоционально. Дети этого уровня в целом проявляют положительное отношение к родной стране, но оно носит неустойчивый характер.

Задание 3  «Личностное отношение к родному городу»

Цель: Определить отношения к родному городу. Умение детей связно, последовательно высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос. Умение свободно мыслить.

Ход проведения: Беседа. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:

- Как ты думаешь, любишь ли ты свой город? Почему ты так думаешь?

- Сейчас или когда станешь взрослым, ты бы хотел переехать в другой город? Почему?

- Какие достопримечательности ты любишь посещать вместе с родителями в городе?

- Что тебе нравится в нашем городе?

- Как ты помогаешь в семье, о ком заботишься?

Оценка результатов:

Высокий уровень (3 балла)

Показывает положительное отношение к окружающей среде, проявление заботы о близких, проявление дружелюбия

Средний уровень (2 балла)

Ребенок не всегда связно отвечает на поставленные вопросы. Ему требуется помощь, подсказка педагога, вспомогательные вопросы. Ответы дают без рассуждений и объяснений.

Низкий уровень (1 балл)

Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Отсутствуют любимые достопримечательности в городе, отсутствие заботы о близких, отсутствие дружелюбия.

Представленный комплекс методик позволяет выявить уровень патриотического воспитания дошкольника по следующим критериям:

Высокий уровень (13-15 баллов)

Знает свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, называет народные праздники, игрушки, предметы быта; знает о географическом расположении города, о растительности, животном мире родного края и города; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие; имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.

Средний уровень (8-12 баллов)

Знает свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки;  заботится о близких, проявляет дружелюбие, но затрудняется в объяснении своих чувств и личностного отношения к окружающей действительности.

Низкий уровень (5-7 баллов)

Не знает названия страны, города; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; не знает правил и не принимает активного участия в народных подвижных играх; не может назвать народные праздники, предметы быта, игрушки; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не оказывает помощи.

2.5.Методические материалы

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Методы воспитания: ознакомление, наблюдение, поощрение, привлечение, приобщение, личный пример педагога.

Педагогические технологии:

Личностно – ориентированная технология: ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.

Здоровьесберегающие технологии: контроль двигательной активности, формирование правильной осанки, профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, воспитание привычки повседневной физической активности, гимнастики, дыхательные разминки, динамические паузы.

Информационно – коммуникативные технологии: обновление картотек бесед, иллюстраций. Поддержка обратной связи с родителями, выставка фотографий с занятий на официальной странице ДОУ в контакте.

Алгоритм учебного занятия: 

I этап – организационный:

Задача: вводная беседа с детьми о русском быте

Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.

II этап – основной:

Задача: беседа с детьми и показ предметов быта с использованием различных иллюстраций, с использованием русского фольклора.

III– этап – игровой

Задача: выполнение практического задания или проведение народных подвижных игр.

IV – этап заключительный

Задача: выполнение дыхательной разминки, опрос детей по итогам занятия «Что нового вы сегодня узнали», «Как называлась подвижная игра?», «Вам понравилось сегодняшнее занятие?» и т.п.

2.6. Рабочая программа воспитания.

Цель -личностное развитие дошкольников, проявляющееся:

- в усвоении социально – значимых норм (быть любящим, послушным, отзывчивым; быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым; соблюдать правила личной гигиены, вести ЗОЖ); 

- в развитии социально – значимых отношений ( к семье, труду, к своему Отечеству, к знаниям, к культуре как к духовному богатству общества; уметь сопереживать, устанавливать хорошие уважительные отношения с другими людьми, быть уверенным в себе, открытым и общительным, формировать коммуникативную компетентность, способность к эффективному межличностному взаимодействию, совместной работе в коллективе и группе, уметь сотрудничать с людьми, оказывать помощь и поддержку окружающим, нести ответственность за общее дело);

- в приобретении опыта осуществления социально значимых дел (уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать свое мнение и действовать самостоятельно, формировать высокую и устойчивую самооценку, чувство собственного достоинства).

Форма и содержание деятельности

Занятия проводятся в групповойформе образовательной деятельности.

Для достижения цели воспитания используются: беседы, рассказы, показ иллюстраций, используется русский фольклор, русские народные игры, работа с разукрасками, с соленым тестом.

В процессе реализации программы обучающийся:

• любит свою семью, принимает ее ценности;

• проявляет интерес к истории своей страны, своего края, своего народа и его традициям; эмоционально реагирует на государственные символы;

• имеет позитивное мировосприятие, проявляет оптимизм, обладает чувством эмоционального благополучия и комфорта;

• относится положительно к себе и ближайшему окружению, проявляет заботу и внимание к другим людям;

• деятелен и активен, способен организовать игровую деятельность;

• отзывчив, доброжелателен, готов к совместной деятельности со сверстниками;

• осознает и принимает элементарные общественные нормы и правила поведения;

• стремится к выполнению социальных норм и правил безопасного и здорового образа жизни;

Планируемые результаты.

В процессе реализации программы обучающийся:

-осознает свои качества, индивидуальные особенности и возможности, способен к дифференцированной самооценке;

-стремится к выполнению социальных норм и правил безопасного и здорового образа жизни;

-деятелен и активен, способен организовать игровую деятельность;

-отзывчив, доброжелателен, готов к совместной деятельности со сверстниками;

-относится положительно к себе и ближайшему окружению, проявляет заботу и внимание к другим людям.

Список литературы

для педагога:

1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от  28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно -эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от  28.01.2021г. Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

4. Князева О. Л., Маханева М. Д. - «Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие». – СПБ.: Детство-Пресс,2010. – 256с.

5. Князева О.Л., - «Как жили люди на Руси».- Санкт – Петербург: Детство-Пресс,1998. – 24с.

6. Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маханева О.А., Корепанова О.Н. и др. -  «Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений» – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 254с.

7. Левкович С.П. - «Традиционные народные праздники в образовательных учреждениях» СПб.: Издательство «Литография СПб» 2015 г. – 208с.

8. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. «Красна изба. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада». – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. -105с.

для родителей:

 1.Князева О.Л., - «Как жили люди на Руси»- Санкт – Петербург: Детство-Пресс,1998. – 24с.

2. Сказочный портал. Сказки о быте русского народа. – Текст : электронный//needlewoman.ru[сайт].URL: https://needlewoman.ru/articles/skazki-o-byte-russkogo-naroda.html (дата обращения 15.04.2023)

для детей:

1.Байзан Елена «Русские народные подвижные игры для детей 3-7 лет». – Текст: электронный //ped-kopilka.ru/ [сайт]. URL: https://ped-kopilka.ru/blogs/blog59341/ruskie-narodnye-podvizhnye-igry.html (дата обращения 20.04.2023)

2. Сказочный портал. Сказки о быте русского народа. – Текст : электронный//needlewoman.ru[сайт].URL: https://needlewoman.ru/articles/skazki-o-byte-russkogo-naroda.html (дата обращения 15.04.2023)

2 апреля 2024 в 13:49

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.