Топичева Кристина Павловна, воспитатель МАДОУ - д/с № 1
Педагогическое занятие по познавательному развитию дошкольников Тема: «Знаешь ли ты?»Отдел образования администрации Завитинского муниципального округа
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение-детский сад № 1 г. Завитинска Амурской области
Педагогическое занятие по познавательному развитию дошкольников Тема: «Знаешь ли ты?» для детей подготовительной группы (6-7 лет) на муниципальный конкурс педагогических работников «Воспитать человека»
Составила: Топичева Кристина Павловна, воспитатель первой квалификационной категории
г. Завитинск, 2024 Педагогическое занятие по познавательному развитию для детей подготовительного возраста (6-7) «Знаешь ли ты?»
Цель: развитие творческой познавательно-исследовательской активности детей в процессе экспериментирования. Задачи: Образовательные: учить устанавливать причинно-следственные связи от приобретенных знаний посредством экспериментальной деятельности, познакомить с нетрадиционной техникой рисования, умение делать выводы. Развивающие: развивать наблюдательность, логическое мышление, любознательность, мыслительную деятельность, память, диалогическую речь, развивать творческое воображение и фантазию при создании рисунка нетрадиционным методом, художественный навык. Воспитательные: воспитывать у детей интерес к экспериментальной деятельности, воспитывать товарищеские, доброжелательные отношения, аккуратность при выполнении практического задания. Оборудование: детские медицинские халаты, медицинские шапочки, игрушка «Чебурашка», пластиковые стаканы с водой, 8 апельсинов в кожуре, 8 апельсинов очищенных, пластиковые тарелки, конфеты «Скитлс», воздушные шарики маленького размера, непроливайки, листы бумаги, клеенка для рисования, ватные палочки, салфетки бумажные, кувшин с теплой водой, кисти для рисования, мандарины, видеозапись «Крокодил Гена»
Ход занятия. Воспитатель заводит детей в группу. Воспитатель: посмотрите, ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся! Дети: Здравствуйте! Воспитатель: Здравствуй правая рука - протягиваем вперёд, Здравствуй левая рука - протягиваем вперёд, Здравствуй друг - берёмся одной рукой с соседом, Здравствуй друг - берёмся другой рукой, Здравствуй, здравствуй дружный круг - качаем руками. Воспитатель: Ребята, посмотрите кто к нам пришел в гости? Дети: Чебурашка! Воспитатель: Давайте с ним поздороваемся! Дети: Здравствуй Чебурашка! Чебурашка: Здравствуйте ребята, мне нужна ваша помощь. Я скоро пойду в школу, но крокодил Гена говорит, что я еще маленький и мало знаний у меня, и я не умею рассуждать, сравнивать. Ребята, чтобы проверить что я умею и знаю, Гена попросил ответить на несколько вопросов, но чтобы на них ответить, надо выполнить несколько экспериментов. Вы мне поможете ребята? Дети: Да! Поможем! Воспитатель: Перед тем, как начать, выполнять задания от Гены, давайте с вами оденем халаты и шапочки на голову, а так же вспомним правила безопасного поведения во время занятия. (читает инструкцию) Воспитатель: Можно смотреть, думать, слушать, поднимать руку и отвечать? (Ответы детей: можно, да!) Воспитатель: А можно ли кричать, толкаться, трогать предметы, нюхать, пробовать на вкус без разрешения воспитателя? (Ответы детей: конечно нет, нет) Воспитатель: Хорошо ребята, вижу вы знаете правила безопасности на занятии. Первый вопрос от крокодила Гены, внимание: «Знаешь ли ты, апельсин тонет в воде или нет?» (дети выдвигают различные мнения, в итоге, мнения детей разошлись) (Подходим к столу, где находятся апельсины и пластиковые стаканы с водой) Воспитатель: Для выяснения истины проведем эксперимент. Опыт: Возьмем апельсин в кожуре и опустим его в воду. Воспитатель: Что происходит с апельсином? (Ответы детей: не тонет, всплывает). Воспитатель: Все верно. А сейчас давайте очищенный от кожуры апельсин тоже поместим в сосуд с водой. Воспитатель: Что происходит с очищенным апельсином? (Ответы детей: тонет, опустился на дно, не всплыл) Воспитатель: Ребята, подумайте и скажите почему апельсин в кожуре всплыл, а очищенный апельсин опустился на дно? В чем секрет? (Ответы детей: кожура апельсина не дает погрузиться до конца в воду, все дело в кожуре) Воспитатель: Все верно, секрет прячется в строении кожуры апельсина. Давайте внимательно рассмотрим кожуру. Что вы видите? (Ответы детей: маленькие точки, пупырышки, отверстия). Воспитатель: верно ребята, кто - нибудь знает что находится в этих мелких отверстиях? (Ответы детей: сок, вода, воздух). Воспитатель: действительно, внутри этих отверстий находятся пузырьки воздуха. Вот почему не тонет апельсин. Ребята, вам напоминает что -нибудь этот эксперимент? Какие предметы существуют для безопасного купания людей? (Ответы детей: спасательные жилеты, надувные круги, матрасы) Воспитатель: Правильно. Что находится внутри плавательных матрасов, жилетов? (Ответы детей – воздух, чтобы люди не тонули, когда купаются) Воспитатель: Верно! Ребята, кто готов ответить на данный вопрос? (Ответы детей: в кожуре апельсина находится воздух поэтому апельсин не тонет, а апельсин без кожуры тонет) Воспитатель: Правильно! Послушайте второй вопрос от крокодила Гены «Знаешь ли ты, может ли вода растворять конфеты?» (Ответы детей: растворяет, не растворяет, не знаем, сомневаемся) Воспитатель: Вот сейчас мы и проверим. Читает загадку: «Лишь только дождичек прошел, Я в небе новшество нашел: Сквозь небосвод прошла дуга. В ней семь цветов, там …. Ответ детей: (РАДУГА) Пишет Гена: «Мне очень нравится радуга, я готов любоваться ею каждый день. Попробуй сделать радугу из конфет и воды». (На столе № 2 приготовлены – 8 одноразовые белые тарелки в них хаотично разложены конфеты драже «Скитлс», тёплая вода в кувшине.) Воспитатель: из драже «Скитлс» выкладываем по краю тарелки круг, посмотрите какие яркие конфеты. (Чебурашка и дети рассматривают конфеты). В центр круга наливаем тёплую воду и смотрим.Прошу не толкать стол, не трогать пальцем конфеты, просто наблюдайте. Воспитатель: Ребята что мы с вами наблюдаем? (Ответы детей: появляется цветные пятнышки вокруг конфет, цветная дорожка от конфет, много разноцветных дорожек в воде) Воспитатель: Какой можно сделать вывод, кто может ответить? (Ответы детей: вода может растворять конфеты) Воспитатель: Ребята, вы справились с заданием, молодцы! Следующий вопрос от Гены «Знаешь ли ты, можно ли рисовать лимонным соком и йодом с водой?» Как вы ребята, думаете? (Ответы детей: наверно можно рисовать, скорее всего нет) Воспитатель: мнения ваши разошлись, чтобы найти истину предлагаю провести эксперимент. На столе № 3 приготовлены- 8 листов бумаги, ватные палочки, 4 миски с лимонным соком, 4 непроливайки с водой с разведенным йодом, 8 кистей, бумажные салфетки, клеенка для рисования. Воспитатель: Давайте проверим! Ребята присаживайтесь за стол, посмотрите перед вами лист бумаги, тарелочка со свежевыжатым лимонным соком и ватные палочки. Прежде чем начать рисовать, предлагаю сделать пальчиковую разминку: Пальчиковая разминка «Компот» Будем мы варить компот. (имитируют помешивание в кастрюле) Фруктов нужно много. Вот. (разводят руки в стороны) Будем яблоки крошить, (указательным пальцем стучим по ладони) Грушу будем мы рубить, Отожмем лимонный сок, (имитируют отжимание лимона в руке) Слив положим, сахарок. (имитация движения «солить») Варим, варим мы компот, (имитируют помешивание в кастрюле) Угостим честной народ. (две ладони вместе, протягивают вперед)
Предлагаю вам взять ватные палочки окунуть в лимонный сок и нарисовать простой рисунок. Ребята, скажите что можно быстро и просто нарисовать. (Ответы детей: дом, солнце, цветок, сердечко, снежинка и т.д.) Опыт: Дети обмакивают ватные палочки в сок лимона и рисуют на листке рисунок. Воспитатель: Пока ваши рисунки сохнут, мы немножко отдохнем. Физкультминутка: «Чебурашка, Чебурашка» Он проснулся с утра. Потянулся, отряхнулся. (потянулись вверх, на носочки, отряхнулись) Громко крикнул всем «Ура!» (подпрыгнули) Крепко с Геной подружился (обе ладони сжимаем) Апельсином угостился, (обе ладони поднести ко рту) Энергией хорошей зарядился (показываем силу в руках как силачи) Покружился, поскакал (соответствующие движения) И ушами помахал (ладони поднести к ушам и помахать) Лапка раз, лапка два (вытягиваем одну руку вперед и вторую) С Чебурашкой мы друзья! (обхватить себя за плечи) Воспитатель: Давайте рассмотрим ваши рисунки. Что мы видим? (Ответы детей: рисунок плохо виден, сок лимона бесцветный) Воспитатель: Так и есть. А чтобы четко увидеть, я вам расскажу про маленький секрет. Ребята, кто знает что такое йод? (Ответы детей: это такое лекарство, лекарство которым мама обрабатывает рану) Воспитатель: верно, это лекарственное средство. Детям можно брать лекарство? (Ответы детей : нет!) Воспитатель: Все правильно! Но так как я взрослый человек, я взяла йод и добавила несколько капель в непроливайки с водой. Возьмите сейчас кисть и закрасьте весь лист этим необычным раствором. Дети начинают разукрашивать рисунки. Воспитатель: Ребята, скажите какого цвета у вас получаются рисунки? (Ответы детей: синие, фиолетовые, розовые) Воспитатель:Правильно, йод взаимодействует с бумагой и получается такой необычный цвет. А какого цвета у вас рисунок, который вы нарисовали лимонным соком? (Ответы детей: белым цветом) Воспитатель: Почему, рисунок лимонным соком не закрасился? Как вы думаете? (Ответы детей: потому что это лимонный сок – он кислый) Воспитатель: Дело в том, что лимонный сок очень кислый и он попал глубоко в волокна бумаги, поэтому йодовый раствор его не закрасил. Какой можно сделать вывод по данному эксперименту? (Ответы детей: Лимонным соком и йодом можно рисовать) Воспитатель: Все верно! Последний вопрос от крокодила Гены, внимание: «Знаешь ли ты, может ли лопнуть воздушный шарик от апельсиновой кожуры?» А вы ребята, как думаете? (Ответы детей: может лопнуть, мы думаем что не может лопнуть) Воспитатель: мнения ваши разошлись, чтобы найти истину предлагаю провести эксперимент. На столе № 4 приготовлены 8 надутых шариков (маленького размера), 8 кусочков кожуры апельсина. Воспитатель: Давайте с вами это проверим, Но прежде, хочу вас спросить. Скажите, с каким звуком лопаются шары? (Ответы детей: громко, неожиданно, звонко) Воспитатель: Ребята, если кому то страшно, предлагаю положить кусочек кожуры на шарик и отойти в сторону, подождать пока не лопнет. (Шары лопаются). Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему лопнули шарики, когда вы поднесли кожуру апельсина? (Ответы детей: потому что кожура подействовала на шарик, из-за пупырышек кожуры лопнули шары, сок апельсина действует). Воспитатель: верно ребята, в соке кожуры апельсина содержатся не только пузырьки воздуха, но и капельки эфирного масла, которое растворяет тонкую резину воздушного шара. Значит какой можно сделать вывод по данному эксперименту? Кто может ответить? (Ответы детей: можно лопнуть воздушный шарик приблизив его к кожуре апельсина, так как в кожуре имеется эфирное масло, которое растворяет шарик) Воспитатель: Верно ребята! Молодцы!Чебурашка, а тебе все понятно? Чебурашка: Да понятно. Так все было интересно и увлекательно. Я сегодня много нового узнал. И хочу теперь обо всем рассказать Гене. Воспитатель: Хорошо Чебурашка, думаю Гене будет очень интересно тебя послушать. На экране появляется крокодил Гена, говорит: Гена: Здравствуйте ребята! Какие вы молодцы, помогли Чебурашке ответить на все мои вопросы, показали много интересного и любопытного, научили рассуждать. А вам мои задания понравились? (Ответы детей: понравились, да) Гена: Какое задание вам понравилось выполнять больше всего? (Ответы детей: опыт с шариками, рисование лимонным соком, опыт с конфетами) Гена: Какой вопрос вам показался самым простым? (Ответы детей: тонет ли апельсин, вопрос про шарики) Гена: Какое задание вам показалось самым сложным? И почему? (шарики и кожура, рисование лимонным соком и йодом) Гена: Хорошо ребята, молодцы! Я приготовил угощение для Чебурашки, но так как вы помогли ему – он с вами поделиться. Угощения я спрятал, а чтобы их найти, отгадайте мою загадку: У меня в стене дыра,
(Ответ детей: окно) Гена:Правильно ребята! Воспитатель находит подарки на подоконнике (корзина с мандаринами) Гена:Вам угощения раздаст воспитатель, а я говорю вам До свидания! (Воспитатель и дети говорят спасибо и прощаются с Чебурашкой и Геной.) 9 марта 2024 в 06:58
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.